Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Детский оздоровительно-образовательный центр"
Программа деятельности
Четверг, 16.08.2018, 19:17
Приветствую Вас, Гость | Регистрация | Вход

Программа летнего сезона 2011 года 

«Через тернии к звездам».

Пояснительная записка


          Летние каникулы – прекрасное время для ребенка это – не только время летнего отдыха, но одновременно и период значительного расширения практического опыта ребенка, подростка, юноши, творческого освоения новой информации, оздоровления, формирования новых умений и способностей.
Каникулы – это особое ценностное и деятельностное образовательное пространство, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Основная особенность и отличие активного отдыха в период каникул от образовательных процессов в рамках школы связаны с неформальным характером организации самодеятельности детей на основе их самоопределения и самореализации.
          Но, как показывает практика педагогических наблюдений, у современных детей образовался некий «эмоциональный вакуум». Сфера детских интересов в свободное время замкнута (чаще всего)  на телевизоре и компьютере. Заметен кризис социальных, массовых игр. А ведь игра самой природой создана для стимулирования разностороннего развития детей, для формирования механизмов сотрудничества, для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Большая часть детей даже не посещаю кружки и секции, компьютерные игры во многом оттягивают их активность. Это приводит к пониженной коммуникативности детей, малоподвижному образу жизни, организм не получает полноценного отдыха, также появляются такие негативные качества как стремление к развлекательности и ничегонеделанию.
Но в тоже время, являясь детьми высокотехнологического века, с широким кругозором, у них появляется культ «успешного человека». У каждого ребенка появляется внутренняя потребность реализовать себя как успешную личность, к сожалению,  не обязательно с духовно-нравственной культурой. А как это сделать не знают, не умеют. Вследствие чего, нет возможности для развития творческого потенциала личности и самореализации. Как результат,  развитие комплексов, агрессивность, разрушительность.
          Вот почему так актуален поиск способов для решения этих проблем. Мы предположили, что развитие личности и реализация потребностей ребенка будет проходить более успешно в условиях летнего загородного лагеря, вдали от  телевизоров и компьютеров. Именно детский лагерь, этот живой организм из палитры детских характеров, мастерства и харизмы окружающих их взрослых, при правильной организации работы, становится важнейшим звеном для решения этих проблем. Мы уверены, что главное в лагере - это создание современным детям ВОЗМОЖНОСТЕЙ. А дальше - это их собственный свободный выбор, который при правильной помощи профессиональных взрослых всегда будет в пользу их развития и совершенствования.
         Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания  развития детей в специфических условиях оздоровительного лагеря. Особенностью же данной программы является то, что посредством организации сюжетно-ролевых игр, ребенку предоставляется большая возможность выбора деятельности. В рамках игрового сюжета ребята попадают на большой корабль, жизнь на корабле организована в соответствии с флотскими традициями. Благодаря организации сюжетно-игровой модели дети должны попробовать себя и в спорте, и в музыке, в прикладном и художественном искусстве, в играх, побывать в роли организаторов мероприятий и их исполнителей. Это способствует улучшению навыков общения, умению гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников. Программа «Через тернии к звездам» построена так, чтобы каждого ребенка раскрыть как яркая индивидуальная разносторонняя личность, что способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психического здоровья.         

 Законодательной базой для разработки данной программы послужили следующие нормативно-правовые документы:

  • Конвенция  ОООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ об образовании;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №24-ФЗ;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПин 2.4.4.1204-03 от 16.03.2003г.

Научно-теоретическое обоснование, актуальность и новизна программы

          Государственная политика в области образования  основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, нравственности, любви, родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений образовательной политики. ( Закон РФ «Об образовании» ст.2)
          2011 год в России объявлен годом Космонавтики. Пятьдесят лет назад 12 апреля в космос полетел первый человек планеты, и им оказался гражданин нашей страны – Гагарин Юрий Алексеевич. Подвиг «одного человека» говорил о подвиге всей нашей страны! Поэтому 2011 год - это не только год космонавтики, это и год героев и путешественников; год настоящих патриотов своей страны; год науки, прогрессов и открытий. Наша страна в 1961 году еще раз доказала всему миру, что если вместе работать над одним делом, иметь одну цель и стремиться к ней, то несомненно можно «полететь к звездам».
          Спустя столько лет Россия, как и прежде, – эта страна, где история и подвиги одного человека - это история и подвиги всей России. Именно поэтому, государству страны  важно, чтобы современное поколение сохранило идею Памяти обо всем, что было, что есть в Российском государстве, всех исторических, краеведческих и иных истоков прошлого. Летний лагерь, окружающая территория – «это кладовая памяти», раскрыть которую – конкретная задача работы с детьми.
          Главный стержневой вектор программы: сохранить идею величия России как одного из самых богатых по недрам, ресурсам государства мира. Как страны, героическая история которой не имеет аналогов. Как Отчизны, имеющей огромную плеяду знаменитых знатоков личностей: полководцев, ученых, писателей и поэтов, художников, уникальных мастеров, конструкторов, изобретателей, артистов и т. д. Основное содержание программы базируется  на историко-культурологическом материале, что не является прямым продолжением учебного процесса, а предполагает использование современных педагогических технологий, адекватных «педагогике каникул». Образованное в лагере деятельное и динамическое, предусматривающее смещение акцента с пассивных на активные формы восприятия. В тоже время программа предусматривает соподчинение всех культурно-образовательных мероприятий, всей жизнедеятельности лагеря общей цели – достижению максимального эффекта по оздоровлению детей, используя потенциал летних каникул – уникальных по многократности воздействия естественных оздоровительных факторов.
          Программа «Через тернии к звездам» основывается на безусловном признании ряда базовых потребностей личности и общества:

  • Здоровьеразвивающая базовая составляющая (потребность в здоровье во всех аспектах для качественной и успешной жизнедеятельности).
  • Культурные ценности и ориентиры как базовая составляющая (потребность в развитии духовном, нравственном и эмоциональном).
  • Интеллектуальная базовая составляющая (потребность в познании окружающего мира во всём его глубинном многообразии и себя самого).
  • Социализация как базовая составляющая (потребность в принадлежности к обществу, самореализации в обществе и в признании обществом).

  Новизна и особенность программы  - в материале, который используется для формирования основного содержания. В данном случае в качестве культурных источников используется накопленный поколениями материал по истории Отечества, истории родного края, культурное наследие страны. Также, новшеством является включение в программу профориентации подростков, через ролевые игры.
Программа содержит спортивно-оздоровительный, здоровьеразвивающий, историко-культурологический, краеведческий и досуговый модули.


Цель программы:

 Организация полноценного, активного, разнообразного по форме  и содержанию отдыха и оздоровления детей через создание условий для их самореализации, развивая качества присущие социально-активной личности, способной адаптироваться в современном жизненном пространстве.


Задачи:


  • Создание  педагогической  воспитательной среды, способствующей психологическому, индивидуальному; нравственному, патриотическому развитию детей в жизнедеятельности детского коллектива.
  • Создание условия для физического оздоровления  закаливания, закрепления навыков безопасного и здорового образа жизни, осознания ценности собственного здоровья как условия успешной жизни.
  • Раскрытие природных талантов и способностей ребенка на основе удовлетворения интересов и потребностей (интеллектуальных, творческих, двигательных, лидерских…).
  • Формирование содержания совместной деятельности на основе благополучного, развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками  взрослыми в отношениях и деятельности;
  • Расширение кругозора детей и подростков, развитие их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
  • Помощь в осознании своей принадлежности к природе, как к ее оберегающей и разумной силе, и к коллективу, являющимся необходимым условием для становления личности.
  • Учет в работе национальных, российских и местных традиций прошлого и настоящего, в том числе романтических традиций пионерства, их сохранение, обновление и развитие.


Программа создана с учетом следующих принципов:


  • Принцип гуманизации предполагает:
    • личностно – ориентированный подход в процессе воспитания, становления духовно – нравственных ценностей личности и коллектива.
  • Принцип сочетания  общечеловеческих  реальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей:
    • признание личности ребенка с её достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
    • подготовку детей к ориентации в проблемных жизненных ситуациях  выбору ценностей для их разрешения;
    • открытость, готовность детей к непрерывному обогащению гуманитарного опыта с целью реализации общечеловеческих культурных ценностей в их образе жизни.
  • Принцип самореализации подростков в условиях детского лагеря предполагает:
    • осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития;
    • учёт осознанности каждым подростком своего «Я»;
    • добровольческое включение ребенка в ту или иную деятельность, приобретение способов анализа и самоанализа ее реализации;
    • учёт возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей, способствующий обеспечению успешной самореализации подростка;
    • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, поощрение достигнутого.
  • Принцип личностно-ориентированного характера воспитательной  образовательной деятельности:
    • обеспечение реализации интересов ребенка, расширение сферы их деятельности в соответствии с индивидуальными психолого-физиологическими особенностями.
  • Принцип демократизации:
    • создание субъект - субъектных отношений, гарантирует участие детей во всех значимых для них мероприятиях и отношениях, в том числе в управлении оздоровительным лагерем.
    • обеспечение права ребенка открыто отстаивать свое мнение;
    • развитие взаимосвязи детского самоуправления, наряду с педагогическим целенаправленным научно обоснованным управлением.
    • приобретение детьми опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней, формирование чувства ответственности.


      Сроки реализации программы:
  1 смена - 01 июня -21 июня 
  2 смена – 23 июня – 13 июля 
  3 смена - 15 июля – 04 августа 
  4 смена – 06 августа – 26 августа 

      Участники программы:
1 Дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет.
  2.Коллектив МБОУДОД "ДООЦ «Бригантина» г. Чебоксары, согласно штатному расписанию.
3. Вожатые – студенты ВУЗов г. Чебоксары, прошедшие подготовку в школе  вожатского мастерства.

     Направления программы:
Познавательно - досуговое;
Спортивно-оздоровительное;
Воспитательное;
Личностное;
Гражданско-патриотическое;
Эколого-туристическое.

Содержание программы


          Программа «Через тернии к звездам» включает в себя четыре тематические смены, продолжительностью  21 день, которые отличаются по содержанию, по названию. Но все они взаимосвязаны с «подтемой» «Год космонавтики в России». Все смены направлены на предоставление широкого спектра возможностей детям, удовлетворение базовых потребностей ребенка: стать активным участником жизни «Бригантины», раскрыть свои лидерские качества, развить в себе разностороннюю личность, насладился радостью работы в команде, почувствовать себя настоящим патриотом.  

          Вся жизнедеятельность в ДООЦ навеяна морской тематикой. В связи с этим  на территории центра используется соответствующая терминология:

Капитан корабля – начальник лагеря
Старший помощник - разработчик и куратор смены
Боцман  корабля – обеспечивает порядок на корабле
Летописец – ведут бортовые журналы
Аврал - время, для уборки в кубриках и на территории
Иллюминатор - окно
Камбуз - столовая
Экипаж корабля - отряд
Кубрик – комната
Кают – компания – вожатская
Палуба – балкон
Радио - рубка - комната радиста
Радист – ди-джей
Флагшток – вертикальный шест для подъема флага
Якорь - приспособление для удерживания судна на месте
Видео - салон – комната для просмотра фильмов
Аквариум – зал для проведения общих  мероприятий

          По сюжету все участники попадают на большой корабль (территория ДООЦ) и отправляются в странствия виртуальные и действительные в составе дружной и большой команды «Бригантина».  Возглавляют команду капитан корабля. Каждый отряд на судне – экипаж. Каждый экипаж выбирает себе название и имидж в соответствии с темой смены. Корабль держит курс к «Звездам»  цель странствия  - достичь каждому своей «Звезды» (каждого  в своем виде деятельности), преодолевая сложные препятствия «тернии».  
          У каждой смены своя миссия, своя цель, но все они логично подчиняются главной цели - сохранить и передать будущему поколению богатство культуры, исторических подвигов, достижений, новых открытий, «звёздных» путешествий и героев нашей страны. Каждая смена отличается своими оригинальными мероприятиями.
          Есть также традиционные мероприятия, которые проходят через все смены. В процессе путешествия экипажи зарабатывают бонусы - приколы (денежная единица лагеря) за коллективные и личные достижения в мероприятиях, соблюдение чистоты и порядка на борту судна, работу на судне. Номинал прикола зависит от места, занятого экипажем в мероприятии, качества выполненной работы. По итогам каждой смены происходит награждение экипажей по количеству приколов. Их можно использовать и потратить в конце смены во время  дне капиталиста или  аукционе.
          В течение каждой смены ведется общая командная карта успеха (у каждой смены она своя), куда вносятся экипажи, отличившиеся в течение  дня, а также ведется  карта индивидуальных достижений, куда заносятся имена «героев дня».
          Письмо следующей смене оставляет каждый экипаж. Один день в смену посвящен настоящему походу на берег реки Волга с настоящим обедом на костре, туристической тропой и походными песнями, а самая главная цель – очистить берег реки от мусора. В завершении похода дети пишут послание для своих последователей с пожеланиями сохранить природу.
          Традиционным мероприятием стал вечер бардовской песни. Он проводится в зале, где все садятся в один общий круг. Звучат песни разных известных авторов, а также песни сочиненные детьми. Вечер проходив в очень домашней,  лирической обстановке.
          Попадая каждый день в новую захватывающую историю ребята параллельно проходят обучение в хобби-центрах (по выбору) и в центрах досуга (всем экипажем).
          Еще одно традиционное мероприятие День капиталиста. Вся команда попадает в ситуацию рыночных отношений. Весь накопленный капитал каждый может потратить по своему усмотрению: вложить приколы в открытие предприятия и получить прибыль, потратить их на себя в всевозможных сферах услуг, действующих на «Бригантине» и т.д. Но есть возможность заработать дополнительно на устроившись на службу в государственные учреждения (биржа туда, банк, налоговая, охрана порядка) и работая по найму на открывшихся предприятиях или через биржу труда.
           Завершается День капиталиста общей демонстрацией. Ребята с плакатами, лозунгами проходят по территории лагеря и собираются центральной на площади. Здесь действует принцип «свободного микрофона» и каждый может высказать то, что осталось недосказанным в течение смены. Здесь же отмечаются и награждаются лучшие достижения детей, педагогов.
          Образовательные и педагогические ресурсы программы позволяют ставить новые задачи перед педагогическим коллективом, предлагает больше времени уделять личностно-ориентированным мероприятиям (экипажных и общелагерных делам, мероприятиям в системе «равный обучает равного», «дети – детям». Если общелагерные мероприятия формируют общее отношение к теме на ярком, остром, эмоциональном фоне, то на экипажные дела ложиться ответственная задача  - донести до каждого ребенка мысль – «Я – история страны!», «Я – будущее страны!».

Система самоуправления


          Одним из важнейших элементов воспитательной системы ДООЦ «Бригантина» является детское самоуправление, которое функционирует каждую смену в соответствии с созданной организационной системой. Возможность детей заниматься общелагерными делами, решать вопросы не только на уровне своего коллектива , но и всего лагеря в целом дает ребенку возможность почувствовать себя значимым, научиться принимать решения и брать на себя ответственность.
          Высшим органом самоуправления является старший наставник, методист. Лидеры экипажей - наставники. Высшим органом детского самоуправления являются капитаны и штурманы экипажей, которые принимают законы лагеря, принимают участие в утверждении плана работы, оценивает деятельность коллектива и отдельных его членов. Сбор для капитанов проводится ежедневно в 8.45 утра, который проводит методист смены. На утренней планёрке капитанов идёт знакомство с планом на день, который впоследствии капитан должен донести до своего экипажа.
          При подготовке ключевых общих дел создаётся СОВЕТ ДЕЛА, при котором формируются творческие группы из числа наиболее компетентных ребят и взрослых для разработки идеи, подготовки и проведения дела. Руководит советом дела методист, специалист в том виде деятельности, который соответствует тематике выбранного дела. Работа в экипаже строится по системе чередования традиционных поручений. Символом командирской власти является галстук (у каждого экипажа галстук своего цвета).
Самоуправление в детском лагере придерживается определенных принципов деятельности, что обеспечивает защиту права каждого ребенка на творчество и участие, на потребность в личностном росте и быть первым в своем деле.  Принципами деятельности органов самоуправления  во временном детском коллективе являются:

  • Открытость и доступность:
    • Органы самоуправления открыты для всех членов детского коллектива.
  • Добровольность и творчество:
    • Временному детскому коллективу предоставляется право свободного выбора содержания деятельности.
  • Равенство и сотрудничество:
    • В сотрудничестве вожатского отряда и детских коллективов все – выборный актив и рядовые члены – занимают равное положение. Члены коллектива ставят в одинаковые условия в организации и проведении своих дел.
  • Многообразие форм и направлений реализации функций детского самоуправления.
  • Обусловленность структур и функций систем детского самоуправления содержанием деятельности и его характеристиками (количественный и качественный состав): возраст отряда, виды деятельности.

Механизмы реализации


          Программа предусматривает целенаправленное, педагогически организованное творческое развитие, оздоровление ребенка с наиболее эффективным использованием условий ДООЦ «Бригантина». Основная реализация цели и задач состоит в ежедневной организации мероприятий разнопланового характера по программе  «Через тернии к звездам». И дети, и вожатые становятся активными  участниками каждого мероприятия, в ходе чего, каждый ребёнок сможет почувствовать себя в различных социальных ролях, а также проявить свои интеллектуальные, организаторские, физические, духовные и творческие способности.
Механизм реализации данной программы включает в себя деятельность  нескольких этапов:

  • Подготовительный этап:
    • Комплексно-методическая подготовка, направленная на организацию будущей деятельности:
      • подбор и анализ необходимой методической литературы;
      • подготовка методических разработок мероприятий для педагогического состава, отражающих специфику каждой смены;
      • детальная проработка идейных смыслов мероприятий.
    • Формирование компетентного педагогического коллектива, расстановка кадров:
      • проведение профессиональной практической и теоретической подготовки вожатского отряда;
      • формирование у всего коллектива осознания необходимости самообразования в подготовке к работе в лагере;
      • проведение обучающего семинара для педагогического состава по адаптации программы для детей разных возрастов и социальных групп, а также «погрузить» в ключевую идею, в содержание доминанты каждой смены.
    •  Подготовка материального обеспечения; подготовка помещений и территории Центра:
      • Подготовка игровой атрибутики, реквизита, оформления лагеря в соответствии с тематикой смены.
  •  Основной этап.
    • Реализация основных принципов «Педагогики здоровья», в том числе её личностно-ориентированного аспекта.
    • Реализация ключевой идеи программы на каждой из четырех смен – включает в себя:
      • разработку и реализацию отрядных программ в рамках целостной программы;
      • создание специально организованного воспитательного- образовательного пространства лагеря, позволяющего эффективно реализовать ключевые проектные линии программы «Через тернии к звездам», максимально «включить» участников смен в деятельность в рамках данной программы.
    • Работа психологической службы, направленной не только на комфортное пребывание детей в лагере, но и на формирование психологических составляющих духовного здоровья, ценностного отношения к себе, к своей истории, культуре, традиций.
    • Диагностика результативности и, при необходимости, корректировка программы на каждом этапе (каждой смене). Осуществляется с использованием различных диагностических методик (экран настроения, анкетирование участников программы, метод незаконченного предложения, анкета включенности в игровую ситуацию, беседы, опросник уровня социальной активности и т.д.) в течение всего летнего периода.
    • Анализ эффективности программы по итогам каждой смены. Прогназирование дальнейшее развитие данной программы.

Работа педагогического коллектива строится  по следующим направлениям:

  • Познавательно - досуговое

          В течение смены дети имеют возможность реализовать свои познавательные, развивающие потребности, а главное, в интересных для них формах. Все реализуется через комплекс культурно-массовых мероприятий.
         Это направление реализовывается также через работу хобби –центров и центров досуга . Благодаря большому выбору предлагаемых занятий каждый ребенок может выбрать занятие пол интересам. Также он может выбрать несколько занятий или каждый день посещать несколько занятий. Хобби-центры предусматривают занятия по следующим направлениям:


ИНТЕЛЛЕКТ

СПОРТ

ИСКУССТВО

МАСТЕРСТВО

Шашки

Футбол

 

Юный художник

Игротека

Пионербол

Хореография

Сувенир

 

Теннис

Игра на гитаре

Бисероплетение

 

 Баскетбол

 

Тестопластика

 

Бадминтон

 

 

  

      Центры досуга ориентированы на групповую работу всем экипажем и для всех экипажей. Дети в течение смены постоянно проходят все центры досуга программы по вертушке. Это дает возможность детям проявить свои способности в самых разнообразных видах деятельности. Педагоги поощряют творческие интересы детей и помогают их развитию.

  • Центр спорта
  • Центр музыки
  • Центр игр
  • Центр творчества
  • Центр здоровья

Посещая эти центры, дети смогут продемонстрировать свои результаты и проявить свои творческие способности на внутриотрядных и общелагерных мероприятиях таких как:

- Герой сегодняшнего дня («Слабо», «Книга рекордов Гиннеса»);

- Город Мастеров;

- Ярмарка;

- «Долгожданные встречи» и др.


  • Спортивно-оздоровительное

          Это одно из приоритетных направлений, призвано, в первую очередь, заботиться о здоровье и хорошем самочувствии отдыхающих детей. Оно рассматривается как мощное средство закаливания и физического совершенствования детского организма, воспитание силы воли, упорства и здорового честолюбия. Ежедневные физические нагрузки в сочетании со свежим воздухом создают прекрасные условия для развития ребенка.
         В спортивно-оздоровительную работу входят такие обязательные элементы как:
- ежедневная утренняя зарядка;
- спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, бадминтон и др.;
- спортивные состязания в разных видах спорта, веселые старты;
- туристический поход;
- военизированные игры:  «Зарничка»,  «Пратизаны» и др.;
- водные процедуры;
- занятия в спортивных хобби-центрах и в центрах досуга.


  • Воспитательное

Данное направление реализуется через:
- организацию внутриотрядной работы.  Особая концепция  обеспечивает погружение ребенка в игровой сюжет смены. Реализуется с помощью проведение отрядных мероприятий, вечерних огоньков и т.д.
- включение каждого ребенка в трудовую деятельность. Это дежурство по столовой, территории лагеря, уборка своего кубрика.  У ребенка формируются жизненно важные умения и навыки (например, гигиенические),  воспитывается самостоятельность, бережное отношение не только к своему, но и к труду, имуществу  окружающих.


  • Личностное

Планирование смены построено таким образом, что каждый день у детей есть возможность показать себя на сцене. Это дает колоссальные результаты, так как ребенок начинает чувствовать себя в новом, ранее ему неведомом качестве. Использование мульти-медиа-аппаратуры, запись выступлений, конкурсов, соревнований на цифровые носители с просмотром записанного материала, стимулирует детей к более активному участию в программе.
Участие детей  в мероприятиях смены, способствующих раскрытию индивидуальности, возможность проявить себя, пережить успех и осознать собственную значимость  и интерес окружающих.
На вечерних огоньках каждый экипаж подводит итоги и анализ дня, выбирают лучших членов экипажа. Их имена сначала заносится в бортовой журнал, который ведут летописцы экипажей, а  затем их внося в карту героев  дня команды. Ежедневные вечерние свечки позволяют окунуться в теплоту семейных чувств, что-то осознать или помочь кому-то.


  • Гражданско-патриотическое

  Данное направление направленно на формирования патриотического сознания, чувство гордости за свою страну, своих героев; готовность к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Данное направление реализуется через:
-       проведения правовых игр, диспутов, дискуссионных клубов, практических занятий (адаптированных для каждой возрастной группы детей) по изучению нормативно-правовых документов.
-       тематические дни, посвященные году космонавтики.


  • Эколого-туристское направление

  Основные задачи данного направления:
- Привлечь внимание детей к природоохранной деятельности;
- Воспитать чувство ответственности к природе, настроить на безопасную грамотную туристическую деятельность;
- Освоение принципов самоорганизации и самоуправления;
- Организация природоохранной и туристической работы;
- Использовать игровые методы обучения, широкий спектр разнообразных занятий.
Данное направление реализуется через:
- Организация похода  и выходов к берегу Волги;
- Проведения конкурса «Экологический плакат», «Мой край – моя река»;
- Проведение дидактических игр, тренингов  на психологическое взаимодействие человека и природы.

Условно участие в программе в рамках временного коллектива можно разделить на 2 этапа.


Первый  этап - «Самоопределение»
Организационный период смены. Происходит самоопределение участников на различных уровнях: Кто я? Кто вместе со мной? Где мы живем? Как мы обустроим нашу совместную жизнь? Кто из взрослых будет с нами? Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности. На данном этапе целесообразно проведение следующих дел:

  • экскурсия по территории ДООЦ с творческими заданиями и вводным инструктажем на каждом объекте;
  • огоньки знакомства внутри отряда;
  • выбор командирского состава в экипажах, выборы совета экипажа.
  • оформление экипажа, определение внутренних вопросов;
  • праздничный вечер открытия смены;
  • представление визитных карточек   хобби - центров и центров досуга.


Второй  этап - «Самореализация»
Основной период смены. Участники совместной деятельности осуществляют собственную самореализацию: отрядные дела, объединения, клубы, мастерские, советы дела, творческие площадки. Особую роль начинает выполнять игровой сюжет, создающий дополнительные ситуации для проявления различных качеств ребёнка. На третий день начинают свою работу хобби - центры, где каждый может реализовать свои внутренние потребности. Начинают свою работу органы самоуправления экипажей и лагеря.



Этап педагогического последствия.
Задачи этапа:

  • получение объективной оценки результатов педагогического влияния программы на развитие личности детей ее участников для дальнейшего совершенствования программы и выявления нерешённых проблем.


Для этого используются следующие методы:

  • анализ;
  • метод коллективного анализа на педсоветах и совместного с детьми анализа текущей дея­тельности   (система    "огоньков",    собрание    общелагерных    органов самоуправления);
  • методы педагогической диагностики: опрос, анкетирование.
  • методы психологического диагностирования: тестирование, проективные методики эмоцио­нального состояния, опрос;
  • методы коллективного и качественного анализа результатов работы.


Далее